Легкая поступь 16-тонных козловых кранов
Капитальный
ремонт моста Маргаретен в Будапеште с
помощью
необычной техники
Использование портальных кранов для строительных работ
- отнюдь не новшество. Но на мосту, да к тому же слегка выгнутом, с подъемом и
незначительной допустимой нагрузкой? Эта задача была сложной не только для венгерской
краностроительной компании GD: в Венгрии подобная крановая технология вообще
впервые применяется для моста.
Мост Маргаретен - один из 9 мостов через Дунай в венгерском
Будапеште - был построен в 1876
г., разрушен во время Второй мировой войны, вновь открыт
в 1948 г.
и, наконец, полностью реставрирован в 70-е годы. Из-за оживленного движения
мост уже давно требовал капитального ремонта, который был начат в прошлом году.
21 августа 2009 было закрыто автомобильное движение на мосту. У ремонтных работ
была особенность: будучи одним из главных мостов города, мост Маргаретен на все
время строительства должен был оставаться открытым для проезда трамваев и
автобусов, что делало практически невозможным подвоз строительных материалов на
строительную площадку грузовым автомобильным транспортом. Так возник необычный
план: построить два специальных козловых крана.
Поскольку грузовые автомобили нельзя парковать ни на
мосту, ни в голове моста, они доставляли детали конструкции по набережной,
которая проходит под мостом вдоль берега. Отсюда краны стрелами длиной более 5 метров поднимали
стальные и бетонные детали длиной 13–14 метров на мост и, не поворачиваясь, перемещали
их в нужное место. Для этого расстояние между опорами со стороны стрелы было увеличено
до 18 метров
- специально усиленная поперечная балка из сварной решетчатой конструкции,
несмотря на большое расстояние, обеспечивала необходимую устойчивость. Еще одно
преимущество: благодаря большому расстоянию между опорами участок на краю моста
стал более доступен, так что здесь легко можно монтировать детали конструкции
новых велосипедной и пешеходной дорожек.
Подкрановый путь каждого из козловых кранов превышает 320 м, что позволяет обслуживать
одним краном половину моста. Одним из требований компании GD к конструкторам крана было такое
распределение нагрузки в 16 тонн, чтобы мост выдержал ее. Еще одна трудность:
северная и южная стороны моста изогнуты под углом 1° и имеют подъем до 3%, так что
обычные ходовые части козловых кранов с самого начала исключались. Задача была решена
с помощью четырех шасси, специально
изготовленных немецкими специалистами крановой техники STAHL CraneSystems. Каждый из
этих узлов состоял из четырех ведущих колес, которые могут поворачиваться как попарно,
так и все вместе. Так достигалась максимальная нагрузка менее 5 тонн, что ниже
нагрузки на колесо Будапештского трамвая. Общая мощность 16 ведомых рабочих
колес составляет 35 кВт, так что даже при номинальной нагрузке 16 тонн, подъеме
3% и скорости ветра 50 км/ч
кран мог работать без риска. В качестве грузоподъемного оборудования использовались
две прочные тросовые тали серии SH от STAHL CraneSystems, краны снабжены радиоуправлением.
130 сотрудников венгерской краностроительной компании GD решают все задачи: от
конструирования, изготовления кранов и до монтажа. Компания по праву считается
важнейшим партнером STAHL CraneSystems на венгерском рынке. Производитель специальных кранов
и создатель специального транспортного оборудования, это венгерское предприятие
уже много лет полностью полагается на компетентные советы сильной команды
разработчиков STAHL CraneSystems.
Козловые краны были установлены компанией GD в декабре 2009 г. С тех пор оба работают ежедневно:
поднимают тяжелые железобетонные конструкции с проезжей части и перемещают их
на место разгрузки в голове моста. Потом они берут новые детали с проезжей
части и отправляют их в нужное место. Строительные работы выполняются консорциумом
фирм Közgép, Strabag и Hídépítő под руководством Közgép. Они должны
завершиться в конце 2010 г.
Фото 1: Необычная конструкция: специальный козловой кран с 5-метровой стрелой, расстоянием между опорами 18 м и высотой подъема 15 м |
|
Фото 2: За все время строительных работ мост Маргаретен оставался открытым для движения трамваев и автобусов. На заднем плане: здание венгерского парламента |
|
Фото 3: Мост Маргаретен - самый оживленный из мостов через Дунай в Будапеште. Мост был построен в 1876 году; его длина 637 метров, ширина - 16 метров |
|
Фото 4: Панорама с центра моста на остров Маргаретен: каждый из двух козловых кранов по подкрановому пути длиной 320 м мог охватить половину моста |
|
Фото 5: За все время строительства мост Маргаретен оставался открытым для движения трамваев и автобусов |
|
Фото 6: Лучший выбор и для использования на открытом воздухе: надежные, не требующие особого технического обслуживания тросовые тали от STAHL CraneSystems |
|
Фото 7: В ходе капитального ремонта элементы старой проезжей части заменяются новыми системами |